Как собрать мотоблок своими руками

Самодельный мотоблок

Мотоблок, своими руками собранный из компонентов старой техники, станет хорошим помощником в домашнем хозяйстве. Такой вариант может оказаться значительной экономией средств на приобретении заводской модели, несмотря на определенные сложности при изготовлении самоделки.

Самодельный мотоблок

Для работы будет нужен металлообрабатывающий инструмент:

  • болгарка с отрезными, зачистными дисками;
  • электродрель, набор сверл;
  • сварочный аппарат, маска, электроды;
  • комплект слесарного инструмента.

Некоторые детали придется изготавливать с использованием токарных и фрезеровочных станков. При невозможности выполнить работы своими руками чертежи деталей следует предоставить специализированной организации, имеющей соответствующее оборудование и персонал.

Типичное устройство

Рама мотоблока
Рисунок 1. Рама мотоблока.

Конструкция мотоблока от различных производителей принципиальных отличий практически не имеет. Большинство состоит из силового агрегата, системы передачи вращающегося момента на колесную пару, кронштейнов для установки рабочего инструмента, элементов управления. Основные отличия:

  • мощность и конструкция двигателя;
  • тип привода;
  • устройство колесной пары;
  • различия в конструкции подвески.

Мощность и тип двигателя будут зависеть от имеющегося в наличии силового агрегата. Это может быть двигатель скутера, мотороллера, мотоцикла, бензиновой пилы. При достаточном опыте и возможности подключения к сети можно изготовить электрический агрегат. Такая модель значительно проще в эксплуатации, не требует топлива, масла. Электромотоблок должен быть оснащен кабелем необходимой длины для обработки основной площади участка. Мощность в 1 кВт равняется 1,36 л. с., поэтому для обеспечения работоспособности самоделки следует использовать двигатель мощностью не менее 1,8-2 кВт. Однофазный электрический двигатель с такими параметрами найти довольно сложно. Более оптимальным вариантом будет установка трехфазного при наличии схемы.

Тип привода может иметь несколько вариантов. Обязательным условием для передачи вращающего момента на колеса является наличие устройства сцепления, обеспечивающего возможность остановки блока с заведенным двигателем.

Размеры и точки крепления двигателя
Рисунок 2. Размеры и точки крепления двигателя.

Большинство силовых агрегатов имеют довольно высокую частоту вращения вала двигателя. Скорость движения блока должна быть небольшой. Для этого между валом и колесной парой должен быть установлен редуктор с понижающим соотношением. Схема редуктора должна обеспечивать передачу необходимого усилия и поддерживать оптимальную скорость для работы.

Колесная пара может быть изготовлена самостоятельно из металла. Можно использовать колеса от автомобиля, мотороллера, другого механизма, оснастив их цепями с кронштейнами для лучшего сцепления с землей.

Устройство мотоблока должно содержать подвеску для крепления различных рабочих инструментов. Размеры и конструкция будут зависеть от имеющихся в наличии приспособлений. Возможен вариант с жестким креплением одного инструмента, но такое использование нерационально. Оптимальным вариантом является устройство многофункциональной схемы блока.

Начало работы

Подмоторная рама
Рисунок 3. Подмоторная рама.

Чтобы разобраться, как сделать мотоблок своими руками, желательно внимательно изучить несколько моделей заводского изготовления. При наличии соседа или знакомого, собравшего такое устройство, можно позаимствовать опыт у него. Такие консультации и осмотры помогут понять принцип работы агрегата в действии, решить большинство вопросов.

Работу следует начинать с подбора основных узлов и деталей. При этом желательно внимательно просмотреть все возможные места хранения различных ненужных запчастей, узлов и агрегатов.

Размеры будут зависеть от имеющегося в наличии силового агрегата, колесной пары, устройства подвески. Для начала работ желательно наличие схемы с расположением основных элементов. В качестве примера можно использовать конструкцию с двигателем от мотороллера «Муравей».

Собрать мотоблок проще с двигателем с воздушного охлаждения, не нужен радиатор, емкость для охлаждающей жидкости.

Чертеж цепного редуктора
Рисунок 4. Чертеж цепного редуктора.

Сборка мотоблока начинается с устройства рамы. Внешняя конструкция показана на рис. 1. Указанные размеры некритичны, могут быть изменены соответственно имеющимся комплектующим.

Материалом для них служит стальная труба диаметром 32 мм. При наличии длинного куска можно выгнуть цельную деталь или сварить из отрезков. Для усиления жесткости обе стороны соединены перемычками.

Перемычка 8 используется для установки устройства натягивания цепи.

Деталь 3 служит перемычкой и местом установки аккумулятора. Картер 5 предназначен для установки цепного редуктора снижения оборотов и установки ходовой части.

К нему крепится устройство для присоединения транспортной тележки, других навесных устройств.

Силовой агрегат

Самодельные грунтозацепы
Рисунок 5. Самодельные грунтозацепы.

Самодельный мотоблок может быть оснащен любым имеющимся в наличии двигателем. Использовать двигатель скутера многие специалисты не рекомендуют. Это устройство оснащено вариатором, регулирующим скорость в зависимости от нагрузки на двигатель. Плавающий эффект изменения скорости создаст определенный дискомфорт при работе, потребуется постоянная регулировка ручкой газа.

В приведенном примере использован двигатель мощностью в 13 л. с. с принудительным воздушным охлаждением в комплекте с коробкой скоростей. Внешний вид узла и места крепления отображены на рис. 2.

Конструкция рамы для установки двигателя показана на рис. 3. На кронштейне из изогнутой трубы (диаметр 32 мм) закреплены сваркой 3 петли соответственно точкам крепления двигателя. Труба крепится на 3 поперечины, соединяющие уголки. В горизонтальных полках уголков вырезаны продольные отверстия для перемещения блока. Конструкция должна перемещаться вдоль рамы для натяжения цепи начальной ступени редуктора. Регулировка выполняется болтом М10, соединяющим уголок 7 моторной рамы и поперечину 8 общей рамы. Фиксация выполняется 4 болтами М8 в прорезях уголков.

При установке двигателя возникает вопрос: как собрать систему удаления выхлопных газов? Конфигурация выхлопного тракта и глушителя должна быть изменена для направления выхлопных газов в безопасную сторону. В качестве глушителя можно использовать трубу, заполненную металлической стружкой.

Редуктор и колесная пара

Подрамник культиватора
Рисунок 6. Подрамник культиватора.

Устройство в обязательном порядке должно содержать понижающий редуктор. Наиболее широко используемой конструкцией является цепная система, обладающая надежностью и простотой. Основное назначение — снижение скорости перемещения агрегата, увеличение мощности вращающего момента на колесах.

Чертеж редуктора показан на рис. 4. Устройство состоит из 2-х ступеней. Первая предназначена для передачи оборотов с выходного вала двигателя на промежуточный вал. В ней использованы 2 звездочки с 57 и 17 зубьями. Звездочка меньшего размера устанавливается на выходной вал силового агрегата, большого — на первичный вал редуктора.

Следующая ступень выполняет передачу с промежуточного вала на колесную пару. Для изготовления этой ступени использованы усиленные звездочки на 11 и 25 зубьев соответственно. Вторая ступень расположена в закрытом картере, защищающем детали от попадания земли и пыли.

Выходы валов уплотняются сальниками. В картер залито масло, по уровню примерно до середины ведомой звездочки. При работе агрегата происходит автоматическая смазка цепи, подшипников, звездочек второй ступени.

РыхлителиДля усиления между картером и основной рамой приварена распорка. Для регулировки натяжения цепи верхние подшипники установлены в эксцентричные корпуса. Корпуса всех подшипников крепятся к стенкам картера болтами М8.

Собрать мотоблок можно с готовыми колесами от какого-либо механизма или изготовить самостоятельно. В данной конструкции использованы колеса с дополнительными насадками от мотоколяски СМЗ. Устройство насадок показано на рис. 5. Из подготовленных деталей нужно собрать две половинки, с одной стороны соединенные шарниром. Вторые концы соединяются замком при установке на шину.

При наличии приспособления агрегат довольно просто превратить в мотокультиватор. Для установки ножей требуется изготовить кронштейн Т-образной формы из трубы квадратного или прямоугольного сечения. Внешний вид и размеры показаны на рис. 6.

Заключение

Чтобы не мучиться с проблемой, как собрать очередную конструкцию для облегчения домашнего труда, устройство мотоблока желательно сразу разрабатывать многофункциональным. При должном умении и наличии опыта устройство можно использовать для перевозки инструментов, груза, покоса травы.

В зимнее время на самодельный мотоблок можно установить лопату, расчищать дорожки и двор от снега. При желании можно найти много проблем и работ, справиться с которыми поможет самодельный агрегат.

Отзывы и комментарии к статье